| |||
| |||
| |||
|
Написан же «XIV принцип» настолько увлекательно, что после прочтения слухи о кризисе жанра фэнтези кажутся несколько преувеличенными. Да, со времен Толкиена сюжет вынужден крутиться вокруг того, что некоему миру угрожает гибель, и спасти его может только избранный, герой из другого мира, не подозревающий о своем предназначении, пока в дверь его не постучится гном или волшебник… Виртуальность мало что меняет, тем более, что по проторенной С.Лукьяненко в «Лабиринте отражений» дорожке только что ленивый не хаживал. Но всё это – как четырнадцать принципов игры, изменить которые можно лишь добравшись до её конца.
Успех любого фэнтези-романа коренится в проработанности мира и персонажей игры. Чем больше рас и народностей, чем запутаннее родственные связи, тем ярче и драматичнее разворачивается действие. Мир Нибиру выписан Охлобыстиным блестяще. Все свадьбы будут сыграны, драконы приручены, а зло наказано. Несмотря на ироническое эстетствование и бессмертное самолюбование героя, главным принципом книги можно назвать её всё проникающую семейственность: от утопического общества скейвенов до апорийной логики Радиры Повелительницы невест.
Претензии к «XIV принципу» можно предъявить такие же, как и ко всему жанру в целом: зачем населять мир драконами и эльфами, почему на стороне главного героя сражаются вампиры и мертвые… Где, в конце концов, искомая проповедь Православия? Чтобы ответить на это вопрос, необходимо четырнадцатого числа в три часа оказаться на бетонной платформе сто сорокового километра. «То, что позволительно на Нибиру, запрещено здесь, поскольку Создатель здешнего мира имеет совершенно другие виды на человека».
Чтобы перечислить другие достоинства книги, пришлось бы пуститься в пересказ целых страниц, поэтому ограничусь только констатацией: прецедент создан. Будем следить за развитием ситуации. «XIV принцип» великолепное произведение в рамках своего жанра. Другой вопрос – способно ли оно преодолеть эти границы и стать тем, ради чего, собственно и стоило автору выносить на обложку свой сан. Иначе вся суть дела сведется лишь к констатации, что священники могут не только председателями колхозов быть, но и фэнтези писать… Пока в этом праве никто никому не отказывал.
Несмотря на филигранной работы диалоги, главная функция книги всё-таки развлекательная. И только время покажет, какой отзвук в обществе и истории беллетристики сыграет появление фэнтези-романа, «написанного священнослужителем». Да и не сбросишь со счетов, что это не рядовой выпускник семинарии, пусть и очень талантливый, а человек своей истории. Кто перевесит: Иван Охлобыстин или отец Иоанн? читать пред.  |
||
|